Если вы любите загадки, которые никогда не смогут быть полностью разгаданы, то вам понравится карьера Бернардо Бертолуччи. Он был рождён в среде итальянской культурной и интеллектуальной элиты, но несмотря на это его фильмы достигли широкой аудитории во всём мире. Даже Конформиста, снятого им в 1970, было бы достаточно, чтобы обеспечить Бертолуччи место в истории кинематографа. Но критики никогда не переставали спорить о нём. И последний его фильм Мечтатели одни критики щедро хвалили, другие резко критиковали. Проблема Бертолуччи в том, что он делает только то, что ему нравится. Слово «неисправимый» как нельзя лучше характеризует его. Мечтатели не похож на то, что снимал Бертолуччи раньше, за исключением одной вещи: его желания быть новатором и здесь. События фильма крутятся вокруг судьбоносных событий 1968 года в Париже. Молодой американец по имени Мэтью дни и ночи проводит в Cinémathèque Française (Французская кинотека), просматривая старые фильмы. Это старые добрые времена, когда видеокассеты ещё не появились, и кинотеатры служили единственным источником дохода для кинематографа. В Париже возникает Французская Новая Волна, и город кажется центром революционных перемен. Соединяя съёмку с развлечением, Бертолуччи инсценирует событие, которое уподобляется, слегка насмешливо, убийству главного Герцога Фердинанда в Сараево в июне 1914. Основатель Кинотеки, Генри Лангуа, отстранён от дел. Это событие приводит к тому, что режиссёры, интеллектуалы и студенты начинают протестовать, и нелепость в том, что существующее правительство мобилизует войска для подавления бунта. В это самое время Мютью встречает Изабель, прикованную цепями к ограде. Изабель знакомит Мэтью со своим братом-близнецом Тео. Но только они начинают спор о фильме, как выступает полиция. Головы проломлены, и люди взбудораженны, но действия полиции не увенчались успехом. Лангуа будет восстановлен в совей должности. Хотя насилие перерастёт в жестокие, длящиеся неделями, битвы на улицах города. Для Мэтью, Изабель и Тео, как и для десятков тысяч их современников это – революция, главным образом, за идею. Всё меняется, будущее – перед ними. Бернардо Бертолуччи: « …и может быть это - в поколении молодых людей, которые хотели, в свои 60-е, преступить границы, они преступили границы, их миссией было – преступить границы, пойти во всём против установленных норм и ценностей.» Бернардо Бертолуччи заинтересовал роман Гильерта Эдэра «Святая невинность», отчасти потому, что не зная друг друга, оба они находились в Париже в 60-е года. Гилберт Эдэр: « Этот фильм главным образом о трёх вещах: политики, сексе и фильмах.» Оптимизм 60-х был подобен прекрасному рассвету, яркому, но быстро погасшему. Гилберт Эдэр и Бертолуччи наделили своё молодое трио красотой, умом, невинностью и совсем небольшим жизненным опытом. Они – мечтатели. Бернардо Бертолуччи: « …также они очень сексуально привлекательны друг для друга. Это как потерянный кусочек, который неожиданно найден.» Греховность в сексе была постоянной темой работы Бертолуччи, и она является важнейшей частью Мечтателей. Но это не тот мрачный образ, который 31-летний Бертолуччи вложил в свой предыдущий фильм. Бернардо Бертолуччи: «Я считаю, что Последнее танго в Париже был гораздо более драматическим и агрессивным, чем Мечтатели.» Ева Грин: «Последнее танго в Париже - один из моих любимых фильмов…» Учившаяся в театре Ева Грин – это Изабель, американец Майкл Пит – это Мэтью, а Тео сыграл Луис Гарелль. Ева Грин: « …в этом фильме мне нравится атмосфера, они почти что такая же, как и в Последнем танго в Париже. Она романтична, драматична и чувственна. Но, мне кажется, она светлее.» Еву Грин и её приятелей актёров воодушевил и вдохновил опытный режиссёр… Ева Грин: «Бернардо хотел, чтобы мы ничего не боялись, были способны на всё. Это и есть Бернардо! Хорошо, он – Бог! Хорошо, мистер Бернардо.» Майкл Пит: « Почти что каждую сцену мы меняли перед тем, как снять, как и 5 минут назад, понимаешь? Так что приходилось думать быстро, немедленно. Но я думаю, что таков характер Бернардо.» Шокирующие мир события могли бы протекать на улицах, но Мэтью, Изабель и Тео остаются запертыми в квартире своих родителей, исследуя свои собственные границы. Мэтью осознаёт, что его новые друзья борются, чтобы обрести свободу друг от друга. Бернардо Бертолуччи: «Он понимает, что Тео и Изабель никогда не вырастут, если они будут продолжать играть, как они делали, когда были детьми.» Несмотря на обнажённые тела и сексуальные эксперименты, Мечтатели – чрезвычайно нежный фильм, в котором Бертолуччи признаёт простую истину, что в то время, как у него есть прошлое, у его молодых героев есть будущее. Бернардо Бертолуччи: «Когда я нахожусь с Луи, Евой и Майклом, мне кажется, что я одного возраста с ними, или даже моложе. Как это можно назвать? Арестованный развитием?» Гилберт Эдэр: «Мы пытались показать, что всё кажется возможным, в фильме, снятым в такое время, когда ничего не кажется возможным.» Несмотря на то, что Мечтатели могли бы быть лучше поняты людьми, пережившими 60-е, он преднамеренно нацелен на молодую аудиторию. Бертолуччи говорил, что по сути этот фильм связан с настоящим, неважно, было ли это настоящее 10 или 100 лет назад. Итак, Мечтатели – это не занятие ностальгией, а попытка проникнуть в разные видения мира, увидеть его свежим взглядом. Нравится вам это или нет, Бертолуччи необыкновенно верен этой мечте. Перевод статьи на русский язык: Lucy
Если вы пройдете по ссылке, ведущей к источнику статьи, то сможете посмотреть видо фрагмент этого мини-интервью.
Источник: http://sunday.ninemsn.com.au/sunday/film_reviews/article_1541.asp?s=1 |